О нормальности |
Привет! Это «Радио Надежда». Поговорим о нормальности. Большинство людей считает, что существует некая определённая граница, отделяющая нормальных людей от ненормальных и больных. Мы окружены жирной чертой, и если ты выходишь за неё, то ты ненормальный с ног до головы, и всё в тебе неисправное. Первое, что можно на это сказать, это что норма, в том числе норма функционирования мозга — это предмет общей договоренности активных, бодрых людей, нашедших между собой общий язык. И неспособность договариваться по разным физическим или психологическим причинам не делает человека более ущербным. Более существенно понятие психологически здорового человека. Психологически здоровый человек это тот, кто способен развиваться и радоваться жизни. И это исключительно моральное качество, на которое окружение, тем не менее, оказывает влияние. Второе, что можно сказать, это что более 50% людей так или иначе в жизни имели или имеют ментальное расстройство. Если добавить в их число и к их числу людей с отличающимся развитием, цифра станет впечатляющей (но я её, к сожалению, не знаю). Пятая часть всех людей в мире имеет какую-либо инвалидность. Мы в прямом смысле окружены ненормальными Вполне возможно, вы тоже не нормальны И подобные люди никак не отличаются от «нормальных» по причине, озвученной в пункте первом. Конечно, некоторые из нас имеют проблемы с функционированием, или к ним не приспособлено общество, потому что они функционируют непривычным образом. Но люди с инвалидностями могут не иметь проблем. Это зависит от нас. К любому расстройству или вариации в развитии нервной системы, как и к любой другой инвалидности, может быть два подхода. Представьте их. С одним ребёнком мама бегает по врачам, загробным голосом произносит его или её диагноз, использует эвфемизмы, говорит, что ребёнок страдает. Мама любит этого ребёнка, но ненавидит его и её расстройство, оно мешает ей его любить и портит её и ребёнка жизнь. Отец уходит из семьи, потому что сил не хватает жить на вечных похоронах. Мама всеми силами с помощью психологов и педагогов пытается сделать своё дитя неотличимым от сверстников, «нормальным». Те, кто заботятся об этом ребёнке, при этом настаивают, что ему нужны особые условия, потому что «он особый, больной». ожет быть, ребёнок и правда болен, но к нему или к ней относятся с жалостью и покровительством. И ребёнок усваивает такое отношение к жизни: он несчастный калека, радость жизни не для него, к тому же он виноват в проблемах окружающих. Потом этот ребёнок оказывается в интернате, потому что только там ему могут помочь. Второй подход: ребёнок рождается с нейрокогнитивными отличиями, то есть он воспринимает мир и думает не так, как большинство из его окружения, и родители радуются тому, какой у них славный ребёнок. Они изучают его или её особенности и то, каким образом можно дать ему или ей образование. Они удивляются тому, как их ребёнок может воспринимать мир, и празднуют его/её существование и реальные достижения. Они учат ребёнка, что «аутист» или «ребёнок с синдромом Дауна» — это не ругательство, это то, какие они есть, как рост или темперамент. Ребёнок верит в себя, учится радоваться жизни и любить то, кто он/она есть. Он или она понимает, что мир — это большая семья с самыми разнообразными людьми, он как цветущий сад, где ни один цветок не похож на другой, но в этом как раз вся его красота. Первый подход делает нейроотличие или другую инвалидность человека чем-то постыдным, что нужно замалчивать и чего нужно бояться. Второй подход принимает человека со всеми его особенностями, внушая ему любовь и великодушие. Я не говорю, что если вы из первой семьи, то всё пропало. Я хочу сказать во что. Все люди делятся на два типа: кто пережил отчуждение, и кто (уже) пережил принятие. Это касается любого нейротипа — есть те, кто верит в себя и принимает себя такими, какие они есть, и те, кто надеется на любовь за какие-то заслуги и соответствия, требуя того же от других. И нет никакой границы, которая бы определяла нормальное функционирование от ненормального: мы все имеем разные возможности и ограничения. Каждый, кто считает себя здоровым, пусть представит, что его лицо вдруг превратилось в сплошной синяк. Или что он или она не переносит солнечный свет и обугливается при соприкосновении с солнечными лучами. Это даже лучший пример, потому что пока вы не покалечитесь, никто не заметит, что у вас есть какая-то сложность с тем, чтобы жить, «как все». Хорошо, а если вам является по утрам гном и разговаривает с вами? И вы теряете речь, путаете предметы и имена? Теперь вы безнадёжно испорчены и жизнь кончилась? Проще думать именно так, но жизнь от этого станет в разы тяжелей. Даже хромота накладывает отпечаток на личность, но всё-таки не определяет личность в целом. И да, то же самое я могу сказать о патологиях характера («психопатиях»). Опыт принятия представить сложнее. Его можно только вообразить как мир, в котором все люди здоровы духом, бессмертны, все мыслят и ведут себя очень по-разному, но бесконечно любят друг друга. Этот мир может присниться нам или привидеться во время чтения книги, и мы можем даже плакать по нему. Но благодаря человеческим усилиям кусочки такого мира становятся реальностью для некоторых из нас. И, — вы можете не верить, — эти кусочки становятся всё больше по мере того, как ныне действующая система приходит в упадок, и по мере того, как мы объединяем усилия, чтобы спасти мир. А всё потому, что наши душевные возможности неограничены. Мы все имеем потенциал быть сильными и любящими. У каждого есть безлимит моральных качеств, и мы способны прокачивать их пусть даже с самого нуля. Трудные обстоятельства — вызов для этих качеств, если только мы верим. Если мы слушаем Бога и верим в мир, о котором Он рассказывает. И мы не одни. Иногда кажется, что это не так. Просто верьте: это так. И изучайте книги Рухи |
Категория: Проза › Моя проза | Просмотров: 953 | Дата: 17.03.2018 | |
Всего комментариев: 4 | |||
| |||