Карта мышления |
Эта метафора мне пришла в голову как результат размышления над тем, почему мне иногда сложно выражать свои мысли, работать над ними, и почему может выглядеть, будто моё мышление нарушено. Я подумала, что это может быть особенность внимания и рабочей памяти, а не проблема с мышлением или логикой. Карта мышления Привет! Это Али Арфин на «Радио Надежда». Сегодня мы с вами будем рисовать карту мышления. Представим, что вы изучали какую-то тему в течении года. Вы были очень увлечены, но перечитали не всё, а только то, что вызывало непосредственное любопытство и вопросы. В итоге получилось, вы долго копали какую-то одну сторону вопроса. У вас сложилась картина непосредственно изучаемого аспекта интересующего явления, хотя вы не стали специалистом. И вот, вы хотите поделиться своими мыслями со знающим человеком, к которому испытываете уважение. У вас в голове есть приблизительный текст в пару абзацев, описывающий суть явления и формулирующий вопрос, который вас беспокоит. Но суть эта не будет ясна вне контекста. Поэтому от ключевых слов идут сноски, и в стороне отдельными абзацами описывается история этих терминов и их определение в данном значении с выделением нюансов, почему именно так именно сейчас. Это относит нас к описанию вопроса другим человеком в другой парадигме, и рядом у вас расположена вырезка из Википедии с рассмотрением этого подхода, потому что без него непонятно, почему мы опираемся на эту формулировку. Ссылка на работу того человека тоже находится рядом. И несколько ссылок на источники, примеры из которых хорошо бы знать для понимания, о чём идёт речь (сами примеры невозможно вырвать из контекста их источников). Невдалеке вы поместили кусок из совсем другого места — он описывает противоположный взгляд на ту тему, которую вы изучали. Вокруг пришлось приклеить ещё несколько текстов, чтобы они были под рукой, с другими ракурсами и мнениями учёных и других авторитетных лиц. Сверху в рамке нарисована цитата из Писания, описывающая этические момент и повод для рассмотрения данного вопроса. А с другой стороны основного текста ряд вкладок с дискуссиями из форумов, где люди, столкнувшиеся с данным явлением в своей жизни, описывают, как оно работает на практике. Вкладки с разных форумов, потому что встречается совершенно противоположный опыт. Этот опыт ещё отягощают (или обогащает) личные истории и дополнительные факторы из жизни этих людей, которые влияют на их восприятие вопроса. Отрывки из них у вас выписаны отдельно и помещены сбоку над вкладками форумов. И ещё нужно не забыть, что термины, интересующие вас, разработаны в области науки, которую вы с самого начала не изучали, поэтому снизу вы делаете блоки, в которых помещаете основные положения этой науки, базовые принципы и определения. Ещё рядом нужно поместить хотя бы одну или две основополагающие работы, подробно излагающие теорию, на основе которой термины разработаны. Их несколько, потому что ключевых слов у вас более одного, вероятно, из разных областей науки. Та-ак, что же мы забыли? Когда вы осмысляли имеющуюся информацию, периодически начиная сначала из-за «сброса» рабочей памяти, утраты чувства идентичности и значимости своей работы, собирая все вырезки по-новой, у вас и появилось (или появилось вновь) чувство реальности идеи, которая следует из ваших размышлений. То есть, вы как будто пришли к умозаключению, очень похожему на открытие. И вот, вы ищете исследования, подтверждающие если не ваше открытые, то хотя бы его вероятность или аналоги. Вы делаете несколько вырезок из научных публикаций и приклеиваете сбоку вашей карты с сложенном гармошкой виде, чтобы поместилось в голове (на самом деле, вы запоминаете информацию частично, полосами). После этого ваша карта начинает мигать и чаще рассыпаться, потому что получилось довольно много информации. Вырезки иногда меняются местами или заголовками. Вам приходится спать и отвлекаться, чтобы это всё переварить. Особенно утомляет то, что огромное количество информации следовало бы изучить, которое находится в пробелах между вырезанными текстами и сносками, объясняющие связи и контекст. Но у вас нет на это энергии и интереса, потому что это детали — и это томит вас. Вы беспокоитесь перед встречей, и это накладывает на вашу работу сверху фоном много повторяющихся строчек, описывающих ваши эмоции. Вы решаете суммировать свои мысли и начинаете поверх всего писать от руки речь, которую вы скажете своему собеседнику. В ней вы пытаетесь изложить свои мысли подробно и по-порядку. Когда получается уже несколько километров текста, вы собираетесь и доходите до места встречи, сложив её стопкой поверх карты и держа в руках. Там вам даётся лист картона с прорезью 2 на 4 сантиметра. Это — фокус вашего сознания и так называемое речевое окно. Видите ли, вы не можете предъявить сразу всё содержимое головы, и нужно выбирать, с чего начинать, какое предложение предъявлять первым. У вас дрожат руки, поэтому сложно сразу выбрать предложение и преподнести его верно. Вам приходится дополнительно работать над тем, чтобы учитывать контекст, состояние собеседника и сказанные им фразы. Вы выбираете начать с фразы: «Исходя из изученной мной информации, я сделал вывод, что (явление такое-то выражает такую-то сторону реальности, если посмотреть на это с такого-то ракурса)». Вам кажется, что это, во-первых, выражает основную суть того, что вы хотите сказать, во-вторых, представляет объект вашего интереса, и в-третьих, хорошая затравка для начала увлекательного разговора. Вам кажется, что достаточно естественного уровня человеческого доверия, чтобы дать вам возможность изъяснить свою точку зрения. Но ваш собеседник так не считает. Вы беспокоитесь и пытаетесь показать ему через окошко в картонке различные веские пункты с разных мест карты, которые бы убедили его в значимости вашего взгляда. Вы немного путаетесь, потому что пока вы отвлеклись на беседу, карта помялась и некоторые вырезки поменялись или частично поменялись местами. В конце концов, вы просто уже не помните, где что находилось и что там именно было. Перед внутренним взором белый экран. И вообще, почему вы хотите поговорить об этом? Собеседник интересуется. Что вы от него ждёте? Знаете что? Вы просто зациклились на том, в чём плохо разбираетесь, и имеете проблемы с мышлением. И также не вписались в контекст ситуации общения. Когда человек пишет научную работу, он все свои размышления, тезисы и доводы учится складывать по-порядку. Даже если человек не имеет навыка общения и обмена сжатой информацией, он может брать тем, что располагает навыком представлять свои мысли собеседнику. Видимо, этому нужно учить людей с детства: проводить некоторую работу над своими мыслями. Но у меня из-за специфики волевой сферы и недостатка сопровождения такого навыка нет, а из-за специфики когнитивной сферы я мыслю именно так, как я описала. Просто хотела поделиться, чтобы сказать: проблема не в мышлении. Скорее, проблема в возможностях внимания и рабочей памяти, и в мотивации, которая нужна людям, чтобы работать над своими мыслями. Знаете что? Внимание к вам, уважение к вам повышает эту мотивацию. Дружба и тёплые переживания стимулируют развитие выразительной способности. Той проблемы, которую я описала выше, у меня нет, когда я общаюсь в кругу друзей и близких. В момент наших совещаний и совместных размышлений мы синхронизируемся на семантическом уровне, у нас устанавливается связь, благодаря которой мы работаем на одной карте. Мы понимаем озарения друг друга без «засорения эфира». Это работает. Просто нужно быть посвящённым этому принципу — принципу совещательности, и по-настоящему любить друг друга. P. S. Пока я размещала этот текст, компьютер мне сказал, что у него не хватает памяти, чтобы это обработать. Друг, я так тебя понимаю!) |
Категория: Проза › Моя проза | Просмотров: 692 | Дата: 25.02.2018 | |
Всего комментариев: 2 | |
| |